Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Деятельность педагога-психолога

 Педагог-психолог:

 Седых Светлана Александровна

 Образование: высшее

 по специальности «Психология»

 со специализацией «Педагогическая психология»

 Стаж работы в должности: 8 лет

Мое педагогическое кредо: где-то в самом сокровенном уголке сердца каждого ребенка имеется струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны.

Дети – это самая большая радость для любящих родителей, которая предполагает высокую степень ответственности. Все мы прекрасно понимаем, что каждый маленький ребенок индивидуален. На определенном этапе своей жизни он сталкивается с различными трудностями. С какими-то из них он справляется самостоятельно, для решения других он может воспользоваться опытом и подсказками взрослых.

Когда родители понимают, что сами не могут справиться со сложной ситуацией, в которой оказался их ребенок, наступает время для обращения к специалисту – педагогу-психологу.

Социально-педагогическая и психологическая служба

 

Основная цель работы: педагогическая и психологическая поддержка детей и родителей.

С этой целью служба:

- организует современную комплексную личностно ориентированную психолого-педагогическую и правовую помощь воспитанникам и их родителям;

- содействует формированию эмоционально благоприятной атмосферы в детском и педагогическом коллективах, семьях воспитанников;

- предупреждает семейное неблагополучие, социальное сиротство, насилие в отношении детей, пропагандирует здоровый образ жизни;

- повышает психолого-педагогическую и правовую культуру участников образовательного процесса

Специалист службы окажет вам помощь:

- в определении проблем в развитии вашего ребенка;

- в изучении индивидуальных особенностей, интересов вашего ребенка;

- в поисках ответа на интересующие вас вопросы, в решении волнующих вас проблем.                                                                                                        

 

График работы педагога-психолога на 2021/2022 учебный год:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

10.30-19.00

обед 13.00-13.30

 

 8.30-17.00

обед 13.00-13.30

 

 8.30-17.00

обед 13.00-13.30

 

 8.30-17.00

обед 13.00-13.30

 

 8.30-17.00

обед 13.00-13.30

 

Прием граждан – понедельник 17.00 - 19.00

                                                                     

Годовые задачи на 2021/2022 учебный год:

  1. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности через проигрывания нравственных художественных сюжетов и подражания любимым героям.
  2. Развитие мыслительных операций у воспитанников посредством формирования у них представлений о величинах, геометрических фигурах и формах.
  3. Обеспечение психолого-педагогической помощи воспитанникам с особенностями психофизического развития с целью создания для них адаптивной образовательной среды в учреждении дошкольного образования.
  4. Обеспечение защиты прав и законных интересов воспитанников.

 Адаптация: что это и от чего она зависит?

Тема адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования всегда актуальна - все родители хотят знать, как сделать максимально безболезненным переход к новому для ребенка образу жизни. И для родителей, и для малыша это серьезное испытание и стресс. Стресс и изменения в поведении ребенка неизбежны, только степень выраженности этого стресса может быть разной.

Каков же механизм детского стресса при поступлении в детский сад? Главная причина стресса - изменившиеся условия жизни и необходимость взаимодействия с чужими людьми. Ребенок впервые попадает в социум и остается без помощи родителей. Это абсолютно другой мир, где действуют совершенно иные правила, нежели в привычной для него среде дома – семьи. В семье ему уделяется все внимание, в семье мама или папа решат любую проблему, ребенок всегда ощущает психологическую «страховку». В садике же он один из многих, и именно это является главным потрясением для психики ребенка период адаптации – ему впервые приходится гасить свои эгоистические порывы ради получения элементарных благ – например, чтобы завладеть какой-то игрушкой (дома для этого прилагать усилий не требуется, как правило). Поэтому уместно говорить о психологической готовности ребенка к садику. Если психика ребенка достаточно сформирована, чтобы воспринять новый тип существования, если дома ребенка подготовили постепенно к отрыву от матери и отца – адаптация пройдет почти безболезненно. Если же ребенок ещё не готов, ещё недостаточно развит в социальном плане, слишком привязан к матери - на приспосабливание к садику уйдет много времени и сил.

Стоит учитывать индивидуальные особенности малыша при определении его в детсад – в возрасте 3 лет они обычно уже вполне проявлены. К тому же дети, как правило, наследуют характер и темперамент родителей, поэтому мамам и папам стоит лишь честно посмотреть в зеркало, чтобы понять, как обживется в новой для себя среде их ребенок. Если, например, родители – одиночки, любящие совместный покой без родственников и друзей, то вероятнее всего их ребенок не будет гореть желанием познакомиться с каждым встречным в садике.

Своеобразной платой за адаптацию ребенка, явлением почти неизбежным, станут частые болезни малыша. Это нормально, организм ребенка из «тепличных» условий попадает в достаточно жесткие; в садике происходит постоянный «обмен» микробами. Постепенно иммунная система ребенка приспособится к изменившимся условиям, и болеть он станет реже. К тому же поначалу болезни малыша могут иметь «механический» характер - например, нервозность в результате недосыпания, вызванного в свою очередь непривычным режимом, или проблемы с пищеварением в результате употребления непривычной пищи.

Также может наблюдаться «регресс» в развитии ребенка, когда он словно забывает элементарные вещи, которые освоил ещё полгода назад - ребенок забывает как пользоваться бытовыми приборами, хуже говорит, игры его упрощаются, он будто погружается в себя. Это естественно, потому что новая среда слишком агрессивна поначалу для индивида, предъявляет слишком высокие требования, и необходимо время, чтобы ребенок мог перестроиться.

От чего зависит процесс адаптации ребенка к детскому саду?

Зачастую ребенка отдают в детский садик в период кризиса трех лет, кризиса проявления личности человека. Ребенок таким образом получает двойной стресс – мало того что ему требуется утвердить себя, свою личность, так ещё и делать это приходится в непривычной, поначалу даже враждебной среде. От этого поведение ребенка становится ещё более тревожным и нервным. Если такого ребенка ещё и подавляют, например авторитарным стилем дома и строгим отношением воспитательницы в саду, у него могут проявиться нервные расстройства – тики, недержание мочи, навязчивые привычки вроде кусания ногтей. Некоторым детям, напротив, приспособление к достаточно тяжелым требованиям садика позволяет преодолеть начавшийся кризис в отношениях с родителями – он начинает ценить то, что имеет дома. Такие дети идет в детсад без особой охоты, зато дома ведут себя уверенно и позже переносят навыки, приобретенные в садике в домашнюю среду.

Серьезную проблему представляет также режим, распорядок дня дома и его соответствие предлагаемому в садике. Не секрет, что многие родители вовсе не придерживаются какого-то особого режима в отношении ребенка. Или он может не совпадать с детсадовским – например, время дневного сна, или вообще его наличие. Имеет смысл узнать заранее распорядок дня в учреждении дошкольного образования и плавно перейти на аналогичный режим дома. Тогда стресс у малыша будет меньше – пусть психике все равно придется перестраиваться, но хотя бы его биоритмы не окажутся сбитыми. Физическое здоровье и хорошее самочувствие положительно влияют на скорость адаптации.

Немаловажное значение в процессе адаптации ребенка к саду имеет и темперамент малыша. Уравновешенные сангвиники легче приспосабливаются к новой среде, нежели не любящие изменений флегматики или подвижные, не терпящие ограничений холерики.

Традиционная унификация в садике – явление двоякое. С одной стороны, дети учатся находиться в коллективе, выполнять совместно с другими какую-либо деятельность, получают первые уроки социализации и труда. С другой – индивидуальность ребенка подавляется, и это порождает либо бунт (когда ребенок в лучшем случае вымещает злость и обиду дома, а в худшем – буянит и бьется в истерике в садике), либо смирение, и тогда из ребенка приходится буквально вытаскивать интерес к какой-либо самостоятельной деятельности. Иногда нужно просто смириться с тем, что ребенок безразличен, например, к общению с другими детьми – не потому что он болен или слишком напуган, а просто потому, что ему не нужно много общения в силу темперамента.

Многое зависит также и от воспитательного стиля работников детского сада. Особенно усугубляется адаптация, если стиль воспитательницы в саду не совпадает или прямо противоположен стилю родителей. Например, дома ребенок избалован вниманием, всё для него, он «царь горы», а в садике воспитатель придерживается авторитарного, не терпящего возражений стиля. Или наоборот, если дома «тиранят» родители, ребенок переживает психологическую «ломку» в садике, видя демократичного, дающего свободу воспитателя (в таких случаях ребенок часто становится задиристым хулиганом в группе, так как переносит схемы поведения своих родителей на свое новое окружение).

Как подготовить ребенка к детскому саду?

1. Нужно заранее подготовить ребенка психологически. Важнейший момент – научить ребенка, ещё до поступления в детский сад, общению с другими людьми, кроме родителей. Адаптация проходит тяжелее, если ребенок кроме мамы и папы не общается ни с родственниками, ни с детьми во дворе, ни с соседями и друзьями родителей, хотя бы в элементарной форме приветствия. С самого рождения следует тренировать ребенка в плане приспособления к новым, неожиданным обстоятельствах, не «привязывать» его к себе. Разнообразие в видах активности (не отдавать предпочтение только физическим играм или, напротив, лишь умственным тренировкам), разнообразие игрушек, демонстрация ребенку разных точек зрения на те или иные вещи, недогматичность родителей – все это способствует более легкой адаптации ребенка.

2. Маме не следует слишком тревожиться по поводу того что ребенок попал в новую среду, по крайней мере не стоит проявлять эту тревогу. Потому что она обязательно передастся ребенку, и процесс адаптации затянется – эмоциональные связи ребенка и матери ещё слишком сильны в этом возрасте. Ребенок и так находящийся в стрессовой ситуации, да ещё и зараженный тревогой родителей – тяжелое зрелище. Ни в коем случае не стоит обсуждать при ребенке его проблемы в садике или претензии воспитателей.

3. Хорошо, когда ребенок посещает учреждение дошкольного образования начиная лишь с несколько часов в день. Этим обеспечивается плавность перехода из одной среды обитания в другую.

4. Важнейшую роль в облегчении/усложнении адаптации ребенка к садику играет сформированность гигиенических, культурных навыков, умение обслужить себя на соответствующем возрасту уровне. Это такие умения как самостоятельное мытье рук, умения кушать ложкой и обращаться к взрослому, здороваться и прощаться. Здесь все целиком отдано на откуп родителям. Если в семье следят за тем, чтобы ребенок самостоятельно за собой убирал, выполнял элементарные задания по дому и умел обслуживать себя даже несмотря на присутствие родителей – малышу будет гораздо легче приспособиться к детскому саду, так как главная причина «ступора» и выключенности из общей деятельности в детском саду («ребенок, сидящий одиноко в дальнем углу») – несформированность бытовых навыков, из-за чего не может наладиться элементарная коммуникация с воспитателем и сверстниками.

 

Список литературы:

  1. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
  2. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С.14-16.
  3. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад / Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. // Дошкольное воспитание. – 1998 - № 4. – С.14-16.

Кабинет педагога-психолога

Разделы сайта