Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Наш спортзал

День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья.

                                                                                                                     С. Л. Сперанский

Прогулка — это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Для эффективного воздействия на здоровье детей каждая про­гулка должна тщательно готовиться: необходимо обеспечить двигательную активность детей, чередование физических нагрузок; для предупреждения переутомления предусмотреть разнообразие движений, форм и видов детской деятельности, игрушек, пособий; самые интенсивные физические нагрузки летом переносятся на начало прогулки, пока нет жары, зимой — на конец, перед уходом в помещение.

Качество прогулки обеспечивается благодаря содержательной разно­образной деятельности детей, достаточной двигательной активности (60—70 %), оптимальной физической нагрузке (достигается соотношением организованной и самостоятельной форм физического воспитания, чередованием видов и интенсивности деятельности), положительному эмоционально-психологическому состоянию (активное уравновешенное поведение), температурному комфорту (ребенок не перегревается и не мерзнет).

На прогулке с большим успехом решаются задачи, направленные на формирование интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обучение детей правилам; подвижных игр и эстафет и развитие у них умения организованно играть в коллективе сверстников. Двигательная деятельность детей на прогулке может быть очень разнообразной, но обязательно должно соответствовать возрастным особенностям и возможностям дошкольников.

Как в организованных, так и в самостоятельных играх важно своевре­менное переключение детей с одного вида занятий на другой и рациональное сочетание их по степени подвижности. Поэтому очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в его поле зрения.

Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

-дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

-совершенствование имеющихся у детей навыков в основных дви­жениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

-развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно обеспечиватьсистемность, последовательность передачи всего программного материла.

Выбор времени проведения игр и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или в конце прогулки, а в самом начале ее предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразным л пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность, детей в начале прогулки, что позволяет обратить внимание на содержание их самостоятельной деятельности. При подготовке условий для проведения подвижных игр и физических упражнений воспитатель должен опираться на самостоятельность и активность детей. При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации (фронтальный, групповой, индивидуальный), учитывая при этом индивидуальные особенности двигательной активности детей. Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации. Применение группового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством воспитателя, в то время как другие ребята самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях.

Работа с небольшой группой детей позволяет воспитателю учитывать их индивидуальные возможности, творчески подходить к заданиям. В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и в высоту с разбега) используются поточный и индивидуальный способы. Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки.

Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять ее

3—5 раз. Спортивные упражнения в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, сформированным с учетом уровня двигательной активности. Каждая подгруппа выполняет свое задание. Например, дети первой подгруппы (: высокой и средней двигательной активностью) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости (езда на велосипеде по дорожке с поворотами, объезд разных предметов и т. д.), при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети второй подгруппы (с низкой двигательной активностью) упражняются в разных видах прыжков через скакалку. Такая организация требует от воспитателя тщательного подбора упражнений, инвентаря, выделения ответственных в каждой подгруппе, выбора удобного места для контроля за движениями детей.

При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, уточнить правила. Воспитатель обращает внимание лишь на важные моменты, от которых зависят ход игры и выполнение правил.

При разучивании новой подвижной игры необходимо четкое, лаконичное объяснение ее содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу уточняет то что недостаточно хорошо запомнили дети. Активное участие в игре воспитателя (в любой роли) доставляет детям много радости, вносит оживление и повышает интерес.

При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учетом уровня двигательной активности и физической подготовленности. В процессе игры педагог следит за выполнением всех заданий, за взаимоотношениями детей. Большое воспитательное значение имеет и подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности. К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать свое поведение и поступки своих товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий. Во время проведения игр и упражнений на прогулке следует создать такие условия, чтобы все дети могли быть самостоятельными и чувствовали себя непринужденно.

В заключение хотелось бы отметить, что эффективности оздоровительной работы с детьми способствует собственная физическая активность педагога, когда он не только организатор, но и активный участник детских подвижных игр и физических упражнений, когда он стимулирует двигательную активность детей собственным примером. Кроме того, оздоровительные возможности прогулки педагогу полезно применить для коррекции собственного физического состояния.

Разделы сайта